Твой котик
Назад

ТРЕНИРОВКА И ИСПЫТАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ РЫСАКОВ

Опубликовано: 10.08.2020
Время на чтение: 5 мин
0
0

Тренировка и испытание работоспособности рысаков

ТРЕНИРОВКА И ИСПЫТАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ РЫСАКОВ

Испытания и предшествующая им тренировка лошадей рысистых пород могут быть разделены на следующие основные категории:

1) испытания на резвость при минимальном тяговом усилии;

2) испытания на силу при большом тяговом усилии;

3) испытания на выносливость с средним или большим тяговым усилием.

Тренировка и испытания по резвости на рыси, при небольшом тяговом усилии (3—6 кг), развивают способность лошади к быстрому бегу. Испытания эти проводятся в лёгких качалках, по плотному упругому грунту, на дистанции 1 600, 2 400, 3 200, 4 800 и 6 400 м, причём более распространены дистанции 1 600—2 400 м.

Испытания на дистанции 4 800—6 400 м способствуют развитию у лошади приспособленности к длительной напряжённой работе. Поэтому мы считаем весьма целесообразным введение в практику резвастных испытаний рысаков, так же как и других пород (чистокровной верховой), системы, при которой оценка лошади производится не по результатам выступления в одной какой-либо дистанции, а по результатам выступлений для трёхлеток по двум, а четырёхлеток — по трём основным дистанциям — короткой, средней и длинной (1 600 — 3 200 — 6 400 м). Лучшей должна считаться лошадь, показавшая хорошие результаты в испытаниях на всех обязательных для данного возраста дистанциях, причём каждой из этих дистанций придаётся одинаковое значение,

Для сопоставления результатов испытаний отдельных Лошадей и определения, какая лошадь в данном сезоне заняла первое место и как распределились последующие места, может применяться система очков, суммирующих достижения лошади во всех дистанциях. При этой системе время (в секундах), показанное лошадью на каждой дистанции, умножается на особый коэфициент и приводится к резвости на короткую дистанцию (1 600 м) и затем суммируется.

Лошадь, получившая наименьшее количество очков, признаётся победителем испытаний, если она хотя бы по одной дистанции имеет наилучшие показатели сезона.

Розыгрыш такого первенства ежегодно (или посезонно) по основным возрастным группам лошадей, испытываемых на ипподромах (трёхлетки и старший возраст), мог бы привести в известную систему результаты испыта-ний в многочисленных традиционных и именных призах, которые носят разрозненный характер. Однако резвостные испытания рысаков недостаточны для развития и выявления той разносторонней работоспособности, которая требуется от племенной лошади рысистой породы.

Ещё проф. П. Н. Кулешов указывал на то, что существующая система тренинга и испытаний рысаков на достижение максимальной резвости при минимальном тяговом усилии не способствует культивированию в рысистых породах желательного типа упряжной лошади.

Он писал: «...погоня за наивысшею быстротою ведёт к понижению среднего роста породы, удлинению ног за счёт глубины туловища, утончению костяка, повышению нервности, ослаблению здоровья и конституции». (П. Н. Кулешов, Избранные работы, 1949 г., стр. 93).

Ставя перед специалистами задачу выработки новой системы испытаний, П. Н. Кулешов указывал, что помимо быстроты нужно развивать и испытывать у рысаков также силу и что испытания должны носить комбинированный характер.

Опыты тренировки и испытания рысаков с средним и большим тяговым усилием, главным образом, на срочную доставку грузов, производились по методике Научно-исследовательского института коневодства на Московском ипподроме и в других пунктах ещё в 1926 г. Эти испытания предусматривали как работу рысью с средним тяговым усилием, так и работу шагом с тяжёлой нагрузкой.

На Московском ипподроме при проведении таких опытов в качестве минимальной нормы работоспособности были установлены следующие требования: при тяговом усилии в 25 кг расстояние в 15 км должно быть пройдено рысью за 1 час; при тяговом усилии в 75 кг расстояние в 10 км должно быть пройдено шагом за 2 часа.

Лучшие показатели работоспособности рысаков, полученные при этих испытаниях, характеризуются следующими данными:

Предлагаем ознакомиться  Паразиты у питомца: ИН-АП комплекс - комплексный подход к решению проблемы | НВП «Астрафарм»

жеребец Кречет доставил груз в 1 980 кг на расстояние ГО 660 м за 58 мин. 29 сек.;

жеребец Атласный доставил груз в 2 036 кг на расстояние 6 400 м за 21 мин. 24 сек.;

жеребец Апогей в санях (зимой) с весом 247 кг пробежал 16 км за 29 мин. 48 сек.;

жеребец Плезиозавр в городском экипаже (весом 412 кг) пробежал 16 км за 32 мин. 47 сек.;

жеребцы Паренёк и Конфликт при тяговом усилии в 105—113 кг пробежали 10 км за 44 мин. .

Выносливость рысаков выявлялась в пробегах, которые обычно проводились с средней нагрузкой, в условиях, приближающихся к нормальной работе лошади на производстве.

В звездном пробеге 1931 г. рысаки шли в артиллерийских и тачаночных упряжках и под седлом, одна группа — из Харькова в Москву, другая — из Ленинграда в Москву.

Харьковская группа в числе 28 рысаков закончила пробег в 242 часа, пройдя 788 км (по 88,5 км в сутки). Лошади шли в орудийных 6-лошадных упряжках (с нагрузкой в 0,66 лош. силы на лошадь), в тачанках (по 4 лошади) с нагрузкой 0,57 лош. силы на голову и 16 под седлом (с нагрузкой по 109 кг на спину каждой).

Ленинградская группа, шедшая в тачанках, прошла 725 км за 251 час (по 85,3 км в сутки), при средней нагрузке на 1 лошадь в 0,77 лош. силы.

Недостатком этих испытаний являлось то, что они не были увязаны с основным видом испытаний и общей системой воспитания и тренировки рысаков, не носили комбинированного характера.

Большую и ценную работу по разработке системы комбинированного тренинга и испытаний рысистых лошадей провёл научный сотрудник Ленинградской зональной опытной станции коневодства, Всесоюзного научно-иссле-довательского института коневодства С. Д. Гайдабуров. Им разработана и аппробировина такая система тренинга рысистой лошади, при которой совмещается подготовка к испытаниям лошади как на скорость, так и на силу. Подготовка эта ведётся параллельно, что способствует более гармоничному и разностороннему развитию работоспособности лошади.

Комбинированный тренинг С. Д. Гайдабуров рекомендует начинать с момента заездки рысистого молодняка, приучая лошадей наряду с обычной работой в качалке к работе в русской упряжи, с постепенным увеличением тягового усилия, начиная с 15—20 кг в первые месяцы после заездки, до 20—25 кг к январю месяцу, после чего до летнего периода нагрузку не увеличивают.

Работу в русской упряжи в дрожках рекомендуется проводить 2 раза в пятидневку (в первый и третий день) с следующим чередованием аллюров: трот — 2 км, шаг — 1 км, трот — 2 км.

Работа в качалке проводится также 2 раза в пятидневку (во второй и пятый дни) с чередованием аллюров: трот — 1 км, размашка — 3 км, шаг — 1 км.

Четвёртый день пятидневки отводится для отдыха.

В период с 1 января в пятый день пятидневки через одну пятидневку — обычная работа в качалке шагом, тротом и размашкой заменяется более резвой работой, имеющей целью развитие приспособленности к резвой рыси. В эти дни применяется следующее чередование работ: трот — '/г км, размашка — 2 км, последние '/4 км с переходом на мах, шаг — 1 км, размашка — 2 км, последние 72 км. с переходом на мах.

С наступлением весны и переходом на летнюю дорожку при тренинге двухлеток увеличивают нагрузку как при работе в русской упряжи, так и при работе в качалке. Лошадей подковывают на все ноги.

В первый и третий дни пятидневки работа в русской упряжи проводится тротом — 3 км, шагом — 2 км, при тяговом усилии 20—25 кг, с повышением тягового усилия до 40—50 кг, вначале на коротком отрезке 40—50 м, затем на всё более удлиняющемся расстоянии с доведением его до У2 км к 1 июля. Увеличение тягового усилия достигается путём подвязывания колеса или другим способом.

Предлагаем ознакомиться  Ринопневмония лошадей: симптомы, лечение и вакцина

Работа в качалке во второй день пятидневки проводится с прежней нагрузкой, работа же в пятый день пятидневки проводится в более форсированном темпе и в 2 гита В первом гиту применяется следующее чередование аллюров: трот — 1 км, размашка — 2 км (последние Vs км с переходом на мах), проводка 20 м.

Во втором гиту, грот — Vs км, размашка — 1 км, резвый приём со старта 150—200 м, затем также со старта махом 1 км (последние 4 км в резвость, близкую к предельной) Дистанцию маховых работ постепенно к I июля удлиняют до % км (последние '/а км в резвость, близкую к предельной).

После такой тренировки, проводившейся в ипытном конном заводе Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства, лошадей отправляли на ипподром, где они продолжали нести комбинированный тренинг.

В первый период, охватывающий осень и зиму, лошадей на ипподроме можно тренировать по следующей схеме:

В первый день пятидневки работа с силой тяги м— 25 кг тротом на расстояние 4—5 км, последние  /2 км свободным шагом.

Во второй день пятидневки работа шагом 4—6 км, сначала с силой тяги 20—25 кг, а последние У2 км с силой тяги 40—45 кг.

В третий день проводится работа в моторной качалке размашкой 3—4 км, шагом 1—2 км.

В четвёртый день маховая или резвая контрольная работа в качалке по обычной в резвостном тренинге системе в 2 гита.

Пятый день отводится для отдыха. Лошади, согласно плану выступают в резвостных испытаниях 2—2У2 раза в месяц. После выступления работа начинается с первого дня схемы

С января по март включительно работа лошадей, достигающих уже трёхлетнего возраста, ведётся по той же системе, но с увеличением тягового усилия во вторые дни пятидневки до 30 кг, а на последних км — до 50 кг.

С апреля, после перехода на летнюю дорожку, в первые дни пятидневки дистанция работы тротом постепенно увеличивается и доводится к августу до 8—10 км при силе тяги 30 кг, во вторые дни дистанция доводится до 1U км с силой тяги 50 кг.

В этот же период проводимая в конце работы 2-го дня пятидневки тренировка с повышенной нагрузкой постепенно увеличивается с доведением к августу тягового усилия до 140 кг при уменьшении расстояния такой работы до 150 м.

До августа лошади продолжают выступать в резвостных испытаниях по принятой норме — 3 выступления в месяц, что позволяет развить и выявить их резвость.

Применение комбинированной системы тренировки, не мешая проведению резвостных испытаний, делает возможным выявить работоспособность лошади по силе тяги и выносливости.

С. Д. Гайдабуров рекомендует в период августа проводить пятидневные контрольные испытания лошадей трёхлеток, проходивших комбинированный тренинг на силу и выносливость, по следующей схеме:

141

Таким требованиям будут удовлетворять рационы, состояние из 5 кг овса, 1 кг отрубей, 8 кг сена из смеси бобовых и злаковых трав, 2 кг моркови (или 4—5 кг свежескошенной травы), с индивидуальным уточнением их для каждой отдельной лошади.

В качестве инвентаря, необходимого для производства работы с большими тяговыми усилиями, рекомендуется применять повозки, полки, стандартные хода и обыкновенные сани-розвальни.

В 1940 г. С. Д. Гайдабуровым был проведён на Ленинградском ипподроме опыт комбинированного тренинга 12 рысаков рождения 1936 г.

В первые 2 дня пятидневки работа проводилась в полке весом около 800 кг при тяговом усилии около 30 кг; 1-й день — трот в полке, на дистанции 5—6 км — 25— 30 мин.; 2-й день та же работа, нос преобладанием шаговой; 3-й день — работа в «моторной» качалке, трот или размашка 5—6 кругов, из них 1 круг — шаг—12— 15 мин.; 4-й день — контрольная резвая, работа в призовой качалке.

Предлагаем ознакомиться  Внутренний отит – тяжелая патология ушей у кошек

Дистанция и количество гитов определялось, исходя из характера предстоящих резвостных испытаний. Чаще всего работа проводилась в 3 гита. Из них первый 2— 2'/г км, в обратную сторону с резвостью около 2 мин на км в зависимости от класса лошади, последующие гиты — 1 ь00 м с запасом резвости 5—8 сек., последние 500 м — в предельную резвость.

5-й день — проводка или работа тротом или шагом. С первых чисел сентября в работу была введена «размашка» в полке через пятидневку.

В первый день пятидневки работа проводилась тротом в полке, второй день, после 3—4 кругов трота «в размашку», с резвостью 2 мин. 20 сек. километр, начиная с двух километров с постепенным доведением в последующие пятидневки до 5 км.

При такой комбинированной системе тренинга лошади продолжали испытываться в резвостных испытаниях на приз и были подготовлены к испытанию на срочную доставку груза и грузоподъёмность.

Лошади, проходившие комбинированный тренинг, имели хорошие движения на рыси. План выступлений на резвостных испытаниях был перевыполнен на 17,6%.

Прогресс резвости

142

Во время рысистых испытаний все лошади опытного трен-отделения (за исключением 3) после 8-дневного перерыва в резвостных испытаниях были испытаны на срочную доставку грузов. Эти испытания проводились на 5 км с тяговым усилием в 30 кг (при грузе, в зависимости от состояния дороги, 800 и 900 кг), лошади испытывались отдельно на время.

В испытаниях на срочную доставку груза, кроме лошадей, проходивших комбинированный тренинг, приняли участие также лошади, участвовавшие в чемпионате, которые подготавливались к этим испытаниям в течение 30 дней, а до этого проходили тренинг по резвостной системе.

Лошади подопытной группы, подготовленные путём комбинированного тренинга, имели на испытаниях по срочной доставке груза лучшие показатели, нежели лошади, не проходившие комбинированного тренинга.

Состояние лошадей после испытаний (по данным С. Д. Гайдабурова)

143

Несмотря на то, что лошади подопытного отделения прошли дистанцию в среднем на 42 секунды быстрее, чем лошади — участники чемпионата, показатели пульса, дыханий и температуры у них были после отдыха значительно лучше. После окончания испытаний по срочной доставке груза все лошади, проходившие комбинированный тренинг, продолжали прогрессировать в резвости, у не проходивших такого тренинга резко ухудшилась резвость.

Из подопытной группы 3 лошади были подвергнуты также испытаниям на грузоподъёмность. Начались испытания с нагрузкой в 3 086 кг (полок с грузом), с которой лошади проходили 100 м шагом, затем через каждые 10 м пути на двигающийся полок подбрасывали дополнительно по 60 кг груза. Это производилось на протяжении 150 м 15 раз с доведением общего груза повозки до 3 986 кг.

С этим грузом при тяговом усилии 149 кг рысаки проходили 30 м, не останавливаясь поворачивали обратно, и, развезя мешки с подброшенным грузом по пикетам, возвращались на исходное место.

В процессе испытаний лошади проходили 560 м со средней скоростью 1,8 м/сек. Оценка утомляемости лошадей производилась путём учёта числа ударов пульса, числа дыханий и температуры. После окончания испытаний у лошадей пульс был 49, число дыханий — 34, температура — 38,4°, что указывает на хорошую подготовленность лошадей к работе. Норма нагрузки устанавливалась в пределах 0,5% живого веса лошади.

, , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector